Mini
RWD

В 57-м году прошлого века Алек Иссигонис в прототипе Mini воплотил ряд свежих для того времени идей. В итоге родилась настоящая легенда в массовом автомобилестроении. Ключевую роль в таком успехе Mini сыграли его размеры и компоновка — очень компактный автомобильчик с крохотным поперечным мотором и передним приводом. Казалось бы, жестокий естественный отбор рынка еще до его рождения поставил Mini в самый дальний угол от автоспорта. В процессе автомобильной эволюции он лишился практически всех задатков, необходимых для скорости. Но уже в начале 60-х он удивил успехами в ралли, а в 1964 году и вовсе привез победу на гран-при Monte Carlo Rally.

Немудрено, что эта британская кроха стала популярной основой для постройки горячих автомобильчиков. Особняком в этой культуре стоит хардкорное направление RWD conversion. Эта идея — создание легкого компактного заднеприводника — вполне в духе британской школы.

Сегодня пойдет речь не о каком-то конкретном автомобиле, а скорее об основных подходах к изменению типа привода на Mini.

Классическая компоновка

Итак, самый очевидный путь — поворот мотора на 90 градусов, то есть классическая компоновка — продольное расположение двигателя спереди и привод на заднюю ось карданным валом. Но такой подход не пользуется популярностью, в основном по двум причинам. Первая — это сложность продольного размещения даже компактной рядной четверки, так как моторный отсек Mini изначально был предназначен для поперечного крохотного моторчика BMC A-серии. А вторая причина кроется в развесовке: при таком расположении силового агрегата передняя ось получается перегруженной, что для заднеприводного автомобиля с короткой базой критично.

Тем не менее некоторые энтузиасты пошли именно по этому пути. Но их проекты сложно назвать просто сменой типа привода у Mini, они куда более глобальны.

Mini Cosworth

Энди из графства Саффолк для постройки RWD Mini использовал агрегаты от разнообразных Фордов — двухлитровый мотор и трансмиссию от Sierra Cosworth, тормоза от Capri и Mondeo ST и элементы подвески от N-группового Escort.

Работа потребовала серьезного вмешательства в силовую структуру кузова — переднюю часть пришлось сделать заново из труб.

Это повлекло за собой и реализацию новой геометрии передней подвески.

Мотор подвергся легким доработкам, получил трёхдюймовую выпускную систему и огромный фронтальный интеркулер, после чего удалось достичь неплохих показателей мощности и момента: 363 л.с. и 488 нм.

MiniMiata

Фанат марки из Северного Йоркшира, напротив, выбрал относительно простой вариант RWD conversion: он просто взял Mazda MX-5 первого поколения и надел на нее кузов Mini Clubman Estate (удлиненная модификация Mini).

Таким образом, с помощью главных инструментов автомобильного хирурга — болгарки и сварочного аппарата — удалось сделать Миате платическую операцию и превратить её в заднеприводный Mini.

Mini не потерял своей харизмы и стал гораздо быстрее. Донорский авто также позволил сделать машину довольно низкой, что пошло только на пользу.

Rotary Mini

Но переплюнул всех инженер из суровой Норвегии — его проект один из самых брутальных. Он инсталлировал в кузов Mini легендарный роторный мотор 13B от Мазды RX-7. Но на этом нордический хардкор не заканчивается: сзади в этом Mini стоит неразрезной мост от Volvo, известный своей прочностью и выносливостью.

Стоит ли говорить, что кузов, особенно его внутренняя часть, подвергся масштабной хирургии. Все лишнее вырезалось без сожаления, потом автор проекта даже добавил болтовой каркас в салон. Внешняя оболочка не сразу обрела законченный вид. Мотор никак не хотел помещаться под капотом, поэтому последний пришлось заметно раздуть.

В итоге получился малыш с совсем не детской энерговооруженностью — 365 л.с. на 650 кг снаряженной массы. При этом всю мощь создатель пустил в правильное русло — Mini прописался на одном из гоночных треков.

Среднемоторные Mini

Другой способ сделать Mini заднеприводным — установка мотора в непосредственной близости от задней оси, то есть среднемоторная компоновка. Обычно в этом случае силовой агрегат располагается поперечно прямо за передними сиденьями. Огромный плюс такого подхода — правильная развесовка. С ней накачанный малыш становится серьезным соперником и на извилистых дорожках. Именно поэтому такая компоновка получила наибольшую популярность.

Mini MG F

Терри из графства Сомерсет не изменил традициям своей страны и сделал идеологически верный выбор — мотор Rover K-серии. Более того, донором стал MG F — эффектный центральномоторный родстер. Кстати, эта особенность во многом упростила задачу по имплантации двигателя в Mini.

Задняя часть днища была попросту вырезана, а на ее месте постепенно начали вырастать крепления подвески. Затем Терри сварил подрамник из труб и закрепил его на кузове, а также имплантировал в кузов моторный щит. Места хватило с трудом — между выпускным коллектором и спинкой сиденья всего каких-то 15 см. Из-под заднего бампера посередине теперь выглядывают два выхлопных патрубка, а остальная часть заменена на новую из нержавеющей трубы диаметром 63 мм.

Передняя часть кузова тоже не была обделена вниманием: все лишнее вырезано, внедрены усилители из труб, а на место мотора водружен топливный бак. Радиатор остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Задняя колея у MG F существенно шире, чем у Mini, поэтому спереди пришлось компенсировать это проставками. Кроме того, на кузове появились расширители арок.

Салон тоже претерпел немало изменений, но все они были скорее эстетического характера, а не функционального. Да и вкус переделок довольно своеобразный, поэтому и не будем заострять на них внимание.

Mini выехал на трек и показал отличное время, оставив позади более мощных переднеприводных собратьев. Сейчас он вновь дорабатывается с целью снижения массы и улучшения результатов на кольце.

Mini V6

Если обычно в базу ставят рядную четверку объемом до 2-х литров, то среднемоторный Mini Бенджамина Хадсона может похвастать V6 объемом 3.2 литра от Acura!

От нее же стоит и 6-скоростная КПП с кастомным шифтером. Остальная начинка на таком же высоком уровне: койловеры AFCO, 4-поршневые тормоза Wilwood спереди и задние однопоршневые от Miata NA и цепкие Toyo R888 в непривычном размере 225/45 R13.

Кстати, этот экземпляр был собран в компании MiniTec, которая в том числе специализируется на производстве китов заднего привода для Mini.

Mini VTEC+Supercharger

Особой популярностью среди энтузиастов пользуются хондовские рядные четверки. Эти атмосферные моторы с системой VTEC как нельзя лучше подходят лёгким машинкам.

Парням из графства Вест Сассекс показалось, что атмосферного K20A будет маловато, поэтому они решили прикрутить к нему компрессорный кит Jackson Racing.

Этот проект отличается от многих других очень тщательным подходом. Его создатели не ленились делать матрицы для кузовных элементов из стекловолокна, многие детали изготавливали с нуля вручную или на CNC-станке, каждая мелочь в этом Mini сделана не просто функционально, но еще и красиво.

Сразу бросается в глаза сильно расширенная колея, именно поэтому в крылья пришлось интегрировать широченные фендеры, но они довольно органично вписались в общий образ. Под ними скрываются 13-е широкие составные диски с шинами Toyo R888 (185-е спереди и 205-е сзади). Подвески кастомные, на ШС и с койловерами, а спереди вообще использована схема с push-rod’ами.

Система охлаждения была сделана стандартно для подобных среднемоторных Mini — с радиатором спереди. Но с какой любовью и аккуратностью её реализовали, вышла настоящая красота.

В итоге мотор выдал 324 силы на 8,5 тысячах оборотов, а разгон до сотни получился 3,6 секунды. Во время очередных тестов этот зверёныш даже смог сломать болты, скрепляющие середину колеса с ободом! Кстати, машина постоянно переделывается: хозяин экспериментирует с конфигурацией выхлопа, уже перепробовал кучу вариантов впуска, поставил более производительный компрессор и переделывает подвеску.

МотоMini — двигатель от спортбайка

Кузов Mini сам по себе очень лёгкий, поэтому логично и мотор в него ставить лёгкий. Рядные четвёрки от спортбайков объемом литр или больше как нельзя лучше подходят для Mini.

Mini ZZR

Отец и сын из Дерби после очередного сезона спринтов решили дать вторую жизнь Mini, который долго стоял на задворках усадьбы, успев врасти в ландшафт. На это сподвигли соперники — уровень их техники вырос настолько, что конкурировать было крайне сложно.

В наличии был ржавый кузов Mini, мотор от легендарного Kawasaki ZZR, множество гаражного джанка и огромное желание если не победить, то показать достойный результат в местном чемпионате.

По замыслу несущей основой должна была стать пространственная рама, с неё и начали. Мотор был расположен поперечно в базе у задней оси. Для упрощения конструкции был оставлен цепной привод.

Комбинация приборов перекочевала с донорского мотоцикла, а вот напольный педальный узел взяли универсальный OBP, с «тандемом» — двумя тормозными цилиндрами. Подвеску реализовали по схеме двойных поперечных рычагов и спереди, и сзади.

Затем начали работы над кузовом — внешней оболочкой автомобиля. Основную металлическую часть с крышей оставили «родную», но экстремально облегчили, а другие элементы изготовили из стекловолокна. Переднюю часть вообще «вылепили» одной деталью.

При постройке была реализована еще одна деталь, присущая гоночным авто — плоское днище. Благо сделать это было просто, так как к этому располагала форма нижней части пространственной рамы. Венцом изделия стала аэродинамическая изюминка — функциональный диффузор.

Этот мотомини выехал на тесты ...и заехал обратно в бокс. Потребовалось внести ряд доработок в конструкцию. А потом еще и еще. Только после кропотливой работы над ошибками авторы проекта добились успехов в соревнованиях.

Бонус:
AWD

Не всех устраивает одна ведущая ось, даже если она задняя. Поэтому некоторые фанаты Mini строят полноприводные экземпляры. В качестве бонуса, немного об одном из них.

Рецепт создания оказался прост: был взят двухлитровый мотор B-серии, установлен спереди поперечно с помощью готового кита MiniTec, и все это было дополнено трансмиссией от Honda CR-V. Конечно, потребовалось много работ с кузовом и подвеской, но по сложности это далеко не постройка прототипа с пространственной рамой.

На машину установили джентльменский набор в виде койловеров, мощных тормозов и широких дисков тринадцатого диаметра с полусликами. Получился забавный микроавтомобильчик с мощным мотором, а полный привод позволяет ему не пасовать даже на мокрых дорогах.