Инжиниринг
на тему
Bentley

Нет, здесь не пойдёт речь о шикарных интерьерах из всякого дерева ценнейших пород и какой-то плавности хода. В истории компании Bentley были и более интересные для нас моменты — участие в автоспорте. В 20-е и 30-е годы гоночные Бентли блистали на Ле-Мане, но потом был перерыв около 70 лет, лишь в 2001 году Bentley вернулась в эту серию с прототипом класса LMP. Тот самый Bentley Speed 8 впоследствии стал звездой аукционов, в последний раз был продан за два с половиной миллиона.

Что делать тем, кто не может его купить? Скандинавский ответ: построить свой Бентли! Именно так поступил Роберт Айден из Швеции. Основной целью было не полностью повторить тот самый прототип, а сделать реплику, но тоже очень быструю на треке. Была проблема — практически полное отсутствие денег, но в рукаве у Роберта были козыри — прямые руки и светлая голова.

Он начал с проектирования, создания компьютерных моделей, подготовки рабочего места и заказа деталей, то есть подошёл к делу правильно. В числе прочего он купил модель того самого Бентли в масштабе 1:18, чтобы сделать трёхмерные сканы.

Все началось с создания каркаса — пространственной рамы. Роберт и здесь использовал 3D-моделирование. Заодно и примерил двигатель — V8 4.2 от Ауди.

После этого скелет продолжил обрастать дополнительными трубами, попутно готовились и другие элементы.

Проблемы выбора конфигурации подвески не стояло — только двойные поперечные рычаги. Для точности их изготовления пришлось соорудить импровизированный кондуктор.

Потом пришла очередь поворотных кулаков, и тут не обошлось без макета в металле. Еще один штрих — кронштейны для рычагов — и скелет встал на колёса для очередной примерки.

Следующий пункт стройки — тормоза. Четыре составных диска от Audi RS4 (355x34 мм) и столько же 6-поршневых суппортов Alcon. А со ступицами пришлось повозиться, просто так они не вставали.

Далее Роберт опять взялся за поворотные кулаки. С помощью сварки он реализовал прочную конструкцию из листового железа. Получилась достойная и более дешевая альтернатива фрезерованным из цельной болванки алюминиевым.

Рама на колесах — пришло время установки двигателя с коробкой. Несколько часов напряженной работы, и силовой агрегат на месте. Еще чуть-чуть — и в подвеске появились койловеры с push-rod`ами. Надо отметить, что в это время Роберт практически всё время уделял учёбе, на постройку машины оставалось лишь пара часов по вечерам. Поэтому он старался выжать из этого максимум.

На каркасе продолжали расти новые трубы, что плавно подвело автора проекта к новой большой детали — кузовной оболочке. Заранее купленная модель Бентли была отдана в специалистам для трёхмерного сканирования. Но результата всё не было — компания обанкротилась. Роберт решил взять ситуацию в свои руки, купил сканер и приступил к процессу сам.

Ещё до начала работ над пространственной рамой наш герой сделал её 3D-модель и провёл ряд виртуальных испытаний, в том числе и на жесткость на скручивание. Как правило, они дают лишь приблизительный результат, но насколько — практически никто не знает. Роберта же не устраивал такой вариант — он решил проверить. Для этого пришлось сделать специальную оснастку, прикрутить её прямо к полу бокса и установить измерительное оборудование. Несколько движений ручкой гидравлического домкрата — и получена искомая цифра: жесткость конструкции составила 17500 нм/град. Это оказалось довольно близко к результатам виртуальных испытаний.

Затем опять продолжились работы с ходовой частью. На машине появились стабилизаторы и были окончательно смонтированы тормоза на все колёса. Скелет авто оброс дополнительными усиливающими косынками и кронштейнами, были доработаны поворотные кулаки и куча всяких мелких деталей.

Потом потребовалось решить ряд проблем с трансмиссией, Роберт даже пожалел что выбрал коробку от Ауди. Но тем не менее была сварена новая задняя крышка и на токарном станке решены проблемы с приводами. Кроме того, был дан старт другому направлению стройки — аэродинамическому. За пару свободных вечеров на машине появился макет днища. Заодно Роберт собрал педальный узел, который начал делать еще начала стройки самого болида.

От трансмиссии Роберт переметнулся к мотору, вернее к выхлопу. Силовая структура вокруг двигателя уже была сформирована, поэтому можно было смело приступать к созданию выпускных коллекторов.

Спустя три месяца после начала сборки недостроенный болид впервые покинул стены бокса. Роберт решил свозить его на местное автомобильное мероприятие — гоночную тусовку. Там реплика выступила в роли экспоната на импровизированной выставке. То, что она была недостроена и совсем без внешней оболочки, ей пошло только на пользу. Люди с большим интересом осматривали конструкцию и с энтузиазмом обсуждали её.

Буквально на свалке были найдены детали от рулевой колонки, это помогло собрать рулевой механизм. Также своё место занял и педальный узел. Это означало, что Бентли теперь может рулить и тормозить, а это ли не повод для тестов? Да, звучит безумно, но тем не менее тесты состоялись прямо на пустых дорогах вечернего города. Болид разгоняла другая машина, затем пилот отцеплял её от буксира и лихо закладывал в поворот, когда она катилась по инерции. Пользы от этого мало, но зато наконец-то Роберт смог себя почувствовать пилотом. А ведь прошло всего три месяца с начала работ. Заодно получил стимул к дальнейшей сборке прототипа и продолжил с удвоенной силой.

Думаете Роберт взял готовый ковш и пытался его поставить? Нет, даже его он решил сделать сам! Грубый макет из картона спустя пару вечеров превратился в ковши. Они были сварены из листового алюминия. Суровым викингам — суровые сиденья.

Следующая в очереди — система охлаждения. Здесь было решено использовать схему, похожую на оригинал, настоящий Бентли, то есть расположить пару радиаторов перед задними колесами. Были взяты не готовые радиаторы, а лишь ядра — бачки Роберт решил сварить сам. «Трубопровод» и расширительный бачок он сделал тоже из алюминия.

Потом был челленжд со сцеплением. Нет, тут тоже ничего нового, и его Роберт решил сделать сам. Все началось с покупки корзины на e-bay за смешные деньги. А вот все остальное решено было изваять в условиях гаража. Где-то были найдены диски, и работа закипела. В итоге получился отличный комплект сцепления с большим запасом прочности.

Ещё одна важная веха проекта — спустя полгода Роберт запустил двигатель и выехал на машине своим ходом. Более того, он посетил трек и провёл первые настоящие тесты! Пусть машина была ещё без кузова, но он погонял. Правда очень не вовремя начался дождь, пилота не спас даже дождевик. Делать выводы было ещё рано, но нужную информацию Роберт получил. Самое главное, что критичных просчётов он не выявил, и машина с честью выдержала испытания.

Самым главным результатом тестов оказался тот факт, что реплике необходим кузов. В этом направлении и начались работы. Думаете, Роберт начал делать его? Не угадали. Здесь безумие зашкалило даже по его меркам — он начал делать фрезерный станок с ЧПУ. Контроллеры, моторы, направляющие, софт — практически никаких готовых решений. Так в гараже появился новый агрегат.

Технологию было решено обкатать на мелких деталях. В результате получились отличные воздухозаборники и другие элементы.

Дальше пошли в ход пенопласт, глина, дерево и другие материалы. Начала рождаться полноразмерная модель болида. Это был если не самый сложный, то точно самый трудозатратный этап.

Следующий этап — снятие матриц с модели. Роберт всё делал по стандартной технологии, которая отработана уже годами, поэтому здесь не было ничего интересного. Кое-какие детали потребовали переделки, процесс шёл очень медленно. Отчасти из-за того, что в том же боксе строили себе машины его брат и отец. Первые крупные элементы получились тоже не сразу, но потом результат начал радовать и требовательного Роберта.

После возни со стеклотканью и полиэфирной смолой Роберт решил взять тайм-аут, на тот момент он уже открыл собственное дело, занимаясь 3D-сканированием. Это отнимало у него уйму времени, поэтому реплика пылилась в гараже, но уже в новом и более просторном. Также он расширил станочный парк и набрал много опыта в сфере ЧПУ. С момента начала стройки к тому времени прошло уже почти четыре года. Большой срок, но и сделано было немало, даже сущие мелочи порой отнимали кучу времени. После небольшого отдыха Роберт решил заняться колёсами. В этом случае он пошёл по спорному пути, но зато очень сильно сэкономил, купив комплект обычных колёс. Он расширил диски путём вваривания полосы в середину. Метод так себе, но работы были выполнены максимально ответственно и аккуратно. Зато у него появился комплект очень широких дисков, как раз то, что нужно.

Потом Роберт в очередной раз взялся за переделки. Его уровень как конструктора рос, и он просто не мог оставлять на машине детали, которые не соответствовали его нынешним стандартам. Поэтому элементы системы охлаждения, которые он варил из кусочков алюминиевой трубы, были заменены на новые цельные. Также уже в третий раз он переделал педальный узел, изготовив детали на CNC-станке, собранном собственноручно.

Первая версия выхлопа не устроила владельца машины и качеством изготовления, и тем, что она плохо сочеталась с аэродинамической оболочкой. Роберт решил не использовать полумеры и сварил новый, иначе разместив компоненты.

Постепенно модернизация добралась и до каркаса, кое-какие элементы пришлось переделать, а также надо было добавить кронштейны для кузова и зашить металлическими листами кокпит пилота. Кстати, те суровые алюминиевые ковши Роберт всё же заменил на более лёгкие и изящные композитные, но опять без какой-либо мягкой обивки. Кроме того, Роберт начал красить детали подвески. И здесь подошёл к делу основательно: соорудил специальный термошкаф для запекания порошковой краски.

Параллельно шли работы по доводке кузова. Роберт подгонял элементы, делал кронштейны для их крепежа, кое-что переклеивал, работы с мелочами было вагон, и она отнимала уйму времени. Пришёл момент, когда надо было изготовить ветровое стекло. Хотя скорее ему подходит название «колпак» по аналогии с самолётами — уж очень вычурная у него форма для обычного стекла. Роберт написал в пять компаний, которые занимаются производством деталей из пластика на заказ, с просьбой изготовить деталь. Он так и не дождался ответа ни из одной. Пришлось выбрать привычный путь — сделать самому. Начались длительные эксперименты. Сначала Роберт выяснил, что не стоит греть поликарбонат выше 170°, так как уже при 180° в нём появляются пузырьки. Если греть слабее — то он попросту трескается из-за слишком сильного изгиба. Но при нагреве его сложно прижимать к краям кузова равномерно, поэтому в местах крепления он сильно деформируется. Также не получилось работать без съема защитной плёнки — при нагреве она припекается к поверхности и делает поликарбонат мутным. Но усилия были вознаграждены, каким-то чудом удалось выгнуть поликарбонат нужным образом и не повредить его.

Со спокойной душой он принялся опять за кузов, на этот раз он выравнивал его и подгонял детали друг другу. По плану следующим этапом должна была стать его покраска. После подготовки, он снял оболочку и разобрал машину до голого каркаса. Ведь его тоже надо было покрасить.

Прямо перед рождеством он успел отвезти все эти крупные детали на покраску, а потом получил их обратно, но уже в цвете. Получилось отлично, это придало ему новый стимул к постройке. Тем более что до этого Роберт был сильно расстроен тем, что его опередили и создали такую реплику. Дело в том, что небольшая компания из Болгарии построила кит-кар Aeromaster с кузовом-копией Bentley Speed 8. А Роберт так хотел стать первым. Но при взгляде под оболочку этой реплики сразу становилось понятно, что он зря грустил — уровень постройки был несравнимо ниже, взять хотя бы каркас из квадратного профиля с грубо выполненными швами.

Дальше начался приятный этап окончательной сборки. Правда при этом все равно приходилось кое-что дорабатывать. Например, пришлось сделать новую кулису КПП, усилить ступицы и даже укоротить первичный вал, так как в другой коробке он оказался чуть длиннее. Также часть деталей пришлось окрашивать порошковой краской прямо перед установкой, благо была возможность сделать это прямо в гараже.

Работы был целый вагон. Роберт точил шкивы, плёл и размещал проводку и электронные компоненты. Мотал термолентой выхлоп и собирал салон.

Потом пришёл черёд светотехники. Если задние фонари с подиумами из карбона уже были давно готовы, то для изготовления фар пришлось прибегнуть к 3D-сканированию.

Сначала он сделал модели фар, потом снял матрицы и наконец «испёк» в них подиумы из карбона. Получилось эффектные фары и очень легкие, что важнее всего.

Основные агрегаты на месте, салон собран, кузов почти готов — вроде можно и выезжать, но не было каких-то мелочей, например, топливозаливной горловины. Роберт торопился, но делал и дорабатывал всё очень тщательно.

Его старания были вознаграждены — наконец он выехал на полностью собранной машине на трек и вкусил скорость. Это был очень долгий и сложный путь, но он дошел до конца. Если учесть, что машина собиралась своими руками в обычном гараже и при минимальном бюджете — результат просто ошеломительный!

Что касается характеристик, то их практически нет — владелец реплики не успел произвести замеры. Известно лишь, что в длину машина 5 метров, в ширину — 2,1 и в высоту — 1,1. Масса без водителя около 900 кг.