Рождённый летать...
и ездить может!

Уже неоднократно упоминал некую «британскую школу» в контексте лёгких маленьких машин со скромными по отдаче моторами. Но не всегда англичане строили спорткары по таким канонам. В 20-е годы прошлого века мода в автоспорте была другой — практически всех крупных игроков захлестнула волна гипертрофии. Именно этим можно объяснить появление огромных моторов, чей рабочий объём исчислялся десятками литров! Создавать такие двигатели с нуля было слишком сложно и дорого, поэтому их заимствовали у самолётов.

Вообще, за этим явлением лежит целый пласт автомобильной культуры. У меня нет цели поднять его, просто немного копну и расскажу про пару довольно известных автомобилей.

Napier-Railton

Этот монстр с блестящими боками был построен в 1933 году Ридом Рейлтоном, конструктором, который с 20-х годов прошлого века занимался проектированием и производством автомобилей и лодок для покорения рекордов скорости.

Napier-Railton создавался специально для побед в престижных гонках на овальном треке Бруклэндс в графстве Суррей. Отчаянный гонщик Джон Кобб в 1935 году показал ошеломительный результат — он проехал дистанцию со средней скоростью около 230 км/ч.

Но отмотаем время ещё немного назад. Появление Napier-Railton на свет обязано противостоянию Джона с Генри «Тимом» Биркиным, который выступал на Бентли. Результаты Биркина на кольце Бруклэндс тогда были ни для кого не досягаемы. Кобб заказал у Рэйлтона машину с одним требованием — быть быстрее болида Биркина.

Рид спроектировал автомобиль, а постройка осуществлялась в ателье Thompson&Taylor в непосредственной близости от того самого трека. Главный компонент автомобиля — двигатель. Выбор остановили на авиационном моторе Napier Lion необычной конфигурации W12 (три ряда цилиндров и один коленчатый вал). Сам двигатель был выпущен в 1919 году, но был чертовски надёжным, ведь Джону предстояло участие в 24-часовых гонках. На выбор повлияло и то, что мотор был относительно лёгким — блок и головки алюминиевые, а компактная конфигурация упростила проектирование шасси — его тоже можно было сделать меньше по размерам.

Несмотря на то, что двигатели серии Lion начали выпускать в 1917 году, уже тогда они имели не только верхнее расположение клапанов, но и по два вала в каждой головке и четыре клапана на цилиндр. Объём же составляет немыслимые 24 литра. Выхлопной тракт состоит из трёх ветвей, две из них шли по левому борту, а одна — по правому. В качестве системы впуска использовались карбюраторы Claudel-Hobson.

Мощность стандартного «Льва» составляла немногим более 500 л.с., но по требованию Кобба двигатель немного доработали и перенастроили, получив около 580 сил. Эта мощность достигалась на максимальных для мотора 2585 об/мин. Трудно поверить, но в то время такая скорость вращения коленвала была огромной.

Заправочные объёмы поражают: топливный бак — 245 литров, масляный бак — почти 60 литров, система охлаждения — более 45 литров. В салоне были датчики уровня топлива и масла. Они представляли собой не что иное, как деревянные палочки с засечками, опуская их в баки, механики или пилот проверяли уровень жидкости. Коробка передач — Moss, трёхскоростная без задней передачи. Сцепление обычной конструкции — однодисковое сухое.

Одна из самых сложных задач, которая стояла перед конструктором — создание шасси. Во-первых, махина весила больше двух тонн, во-вторых, покрытие трека было далеко от идеала, а скорости были уже немаленькими. Автомобиль оснастили полуэллиптическими рессорами, на каждое колесо приходилось по два пакета листов. Амортизаторы были использованы фрикционные с ручными регулировками. Тормозами была оснащена только задняя ось, там стояли 16-дюймовые барабаны, которые много позже при очередной перестройке машины заменили на дисковые механизмы Dunlop.

Машина показала себя просто великолепно на фоне конкурентов на овале Бруклэндс, а позже Джон Кобб на ней же смог развить 270 км/ч на соляном озере в Бонневиле. Этот Napier-Railton сохранился до наших дней, иногда он принимает участие в различных ретро-фестивалях.

Packard-Bentley «Mavis»

Вторая машина, о которой пойдёт речь, из той же эпохи, но лишь духом. Этот могучий Packard-Bentley был построен уже в наше время Крисом Вильямсом, хотя формально машина всё равно из прошлого — за основу было взято шасси от Bentley 8 Litre 1930 года, которое подверглось основательной переработке. Эта машина создавалась с особым подходом: Крис строил её так, как это было бы в 30-е годы прошлого века. Он не применял никаких современных технологий и даже пользовался инструментом из той эпохи. Автомобиль получил прозвище Mavis.

Несмотря ни на что, удивительное в этом автомобиле другое — его мотор. По примеру Napier-Railton стало понятно, что залогом успеха в 30-е была установка двигателя от самолёта. Крис Вильямс пошёл тем же путём, вот только в выборе мотора он переплюнул всех. Он установил авиационный двигатель Packard 4M 2500. Правда этот мотор лишь изначально был самолётным, конкретный экземпляр стоял на военном катере.

Packard 4M 2500 — это V-образный 12-цилиндровый двигатель, рабочий объём — без малого 42 литра! Газораспределительный механизм верхневальный (OHC), в каждой головке по одному валу, а клапанов на каждый цилиндр приходится по четыре. Конструкция шатунов, как и на многих моторах тех лет, — «knife-and-fork», а система зажигания состоит из двух магнето, по одному на каждый ряд цилиндров.

Одна из особенностей этого двигателя — выхлопная система. Здесь она экстремальнее некуда: обычно в самых «злых» версиях от каждого цилиндра выходит по одному выпускному патрубку, а Packard-Bentley может похвастать одним патрубком на каждый выпускной клапан! Таким образом, он имеет 24 трубы, по дюжине с каждой стороны. Такую конструкцию принято называть twin-port. Несомненно, это одна из главных деталей автомобиля, которая в первую очередь обращает на себя внимание. Особенно, когда мотор выплевывает полуметровые языки пламени.

Мощность двигателя составляет 1500 л.с. при 2400 об/мин. Коробка передач — четырёхскоростная прямозубая Bentley C-Type — переваривает максимальные 2700 нм крутящего момента. А задняя ось с редуктором целиком взята от Bentley Speed Six. Примечательно, что доноры трансмиссии имели мощность и момент раз в семь меньше, но агрегаты вполне выдерживают напор 42-литрового двигателя.

В отличие от Napier-Railton у Mavis тормозами оборудованы все колёса, везде стоят барабаны внушительных размеров. Они призваны останавливать почти две с половиной тонны, именно столько весит автомобиль с пилотом. А хоть какой-то запас хода обеспечивает бак, вмещающий 52 галлона бензина (236 литров), при расходе 4 галлона в минуту в боевом режиме.

После всего перечисленного не удивляет, то что Крис выбрал мрачный черный матовый цвет для этого ада на колёсах. Тем не менее автомобиль стал звездой различных выставок буквально с первого появления на публике на фестивале Cholmondeley Power and Speed в 2010 году. Также он произвёл настоящий фурор на фестивале скорости в Гудвуде, где всегда организаторы собирают самые сливки автомобильного мира.

Есть ещё много примеров установки авиадвигателей в автомобили, которые превосходят по мощности и скорости героев статьи, но по брутальности им вряд ли найдутся конкуренты.